Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

пятница, 13 марта 2015 г.

Новые нефтегазовые месторождения Казахстана

Результаты БГФ съёмки по маршруту полёта авиалайнера
Челябинск (Россия) – Худжанд (Таджикистан).
Дистанционная биогеофизическая (БГФ) съёмка территории Казахстана была проведена с борта авиалайнера. 23 февраля 2015 г полёт проходил по маршруту Челябинск (Россия) – Худжанд (Таджикистан), по обратному маршруту — 02 марта 2015 г. При этом траектории полётов, хотя и прошли рядом, но полностью не совпали. Это дало возможность провести исследования по двум почти параллельным маршрутам (в двух местах они пересеклись). При этом повторение обнаруженных аномальных зон на соседних профилях примерно в одних и тех же местах, подтверждало их реальность. Кроме того, в какой-то мере это позволило проследить направления их простирания.


При рассмотрении представленных материалов этой съёмки необходимо иметь в виду следующее:
1)                 Наблюдения в обоих направлениях не проводились во время взлёта и сразу затем подаваемого ужина на борту. Хотя в первом случае запись трассы была начата уже почти с начала полёта. В результате на начальных интервалах маршрутов аномальные зоны могли быть пропущены, даже если они там и были пересечены.
2)                 Ввиду высокой скорости полёта авиалайнера и определённой инерции при фиксации точек пересечения границ аномалий, отмеченные на картах их начала и концы, существенно смещены по ходу движения. Это смещение здесь может достигать нескольких километров. Поэтому, на представленных картах границы пересечения аномальных зон нанесены с некоторым опережением от соответствующих им отмеченных в полёте точек
3)                 Что представляют собой обнаруженные в полёте аномальные зоны, позволяют понять результаты проведённого в Канаде аналогичного эксперимента, когда несколько зафиксированных там с воздуха аномальных зон были проверены на земле, путём пересечения этой территории на автомобиле. А также их положение было сопоставлено с фактическими данными по местам добычи углеводородов, которые в Канаде открыто публикуются на государственных электронных ресурсах. Оказалось, что все проверенные аномальные зоны чётко совпали как с положением известных уже месторождений нефти, так и пока им неизвестными. На их присутствие в этих местах указывали обнаруженные уже на земле специфические аномальные зоны. А то, что они отражают месторождения углеводородов, у автора не вызывает никаких сомнений, т.к. это было подтверждено множеством самых разнообразных экспериментов на очень большом числе месторождений. Но только оказалось, что получаемые в полёте огромные аномальные зоны при ближайшем изучении уже на земле разбиваются на серии более мелких зон. Просто высокая инерционность регистрации на большой скорости и с большой высоты приводит к тому, что группы близко расположенных аномалий «сливаются» в единые зоны.

Описание полученных результатов
На приведённых ниже фрагментах листов карт масштаба 1:1000000 указаны (линиями синего цвета) треки маршрутов полёта из Челябинска в Худжанд, туда и обратно. Границы зафиксированных в воздухе аномальных зон отмечены отрезками красного цвета, а весь интервал аномальной зоны между этими отрезками окрашен полупрозрачным фоном серого цвета. В некоторых местах небольшие разрывы таких аномальных зон окрашены красным полупрозрачным фоном. Это означает, что здесь предполагаются пересечения аномальных зон крупными разломами, т.к. отмечены некоторые признаки этого.
Начнём рассмотрение маршрута по порядку листов карты с севера на юг. На рис.1 приведён фрагмент карты (лист N41) с нанесёнными треками маршрута от аэропорта г.Челябинск в сторону г.Кустанай в Казахстане и далее на юго-восток. Красной чёрточкой у самого аэропорта на обратном пути была отмечена аномалия жильной залежи УВ, которую я уже давно здесь обнаружил и по земле местами проследил её простирание. Отсутствие далее аномалий по территории Челябинской области до самой границы с Казахстаном вполне закономерно. В полном их отсутствии здесь я убедился в прошлом году, проехав специально для этого на автомобиле по маршруту от Челябинска до с.Октябрьское (а ранее до г.Троицк). Удивительно стабильный блок фундамента в этом районе, даже каких-то крупных разломов не было встречено на этом интервале пути. Поэтому о наличии каких-либо месторождений УВ здесь не приходится вести и речи. А вот у самого г.Троицк кое-что обнаружил. Вот что об этом я ещё в апреле 2013 года сообщил на одном из нефтяных форумов (сообщение №32): «На днях обнаружил ещё одно месторождение почти в самом городе Троицк Челябинской области. Кажется, подтверждается высказанное ранее мной предположение, что здесь месторождения нефти будут сосредоточены преимущественно по южному берегу р.Уй, аналогично тому, как они расположены севернее, вдоль р.Миасс. Лишь возле устья р.Увелька, по сформировавшему его русло глубинному разлому, по-видимому, одно из месторождений распростёрлось и на северный берег р.Уй. Если эти предположения верны, то повезло Казахстану, месторождения нефти окажутся преимущественно на их стороне реки. С нашей стороны, к северу от р.Уй, территория на десятки километров совершенно стерильна. Там мало глубинных разломов и, соответственно, практически нет месторождений УВ». А предположение об этом мной было высказано ещё в 2010 году в письме Агентствам по недропользованию Тюменской и Курганской областей, которое продублировал в данном блоге. Там мной указывалось: «…к западу от этой границы наблюдается ещё одна система, по всей видимости, островных дуг, выгнутых уже к югу. Это р.Уй, севернее неё р.Миасс, ещё севернее р.Исеть и, возможно, р.Пышма и р.Тура… Так вот, из проверенных мной указанных выше дуг, как выяснилось чрезвычайно продуктивной является островная дуга р.Миасс, где по его южному берегу в Курганской и в восточной части Челябинской областях было выявлено множество предполагаемых залежей УВ. Предполагаемые залежи УВ по р.Исеть приведены выше. По аналогии продуктивной должна быть также зона островной дуги к югу от р.Уй.»
Так вот, представленные ниже данные чётко подтверждают эти предположения. По маршруту полёта, южнее р.Уй, у впадения в неё р.Тогузак, была пересечена крупная аномальная зона, указывающая на присутствие в этом районе одного или целой группы месторождений углеводородов. Кстати, тут в междуречье р.Уй и р.Тогузак очень удачно имеется небольшой российский «плацдарм», в пределы которого с очень высокой вероятностью простирается это месторождение.
Рис.1 Фрагмент карты (лист N41) с трассами полёта и пересечёнными аномальными зонами.
Следующая крупная аномальная зона была пересечена в Казахстане уже южнее г.Кустанай у н.п.Аманкарагай. Ещё более крупная аномальная зона с возможным разломом в середине была пересечена на границе листов N41 и M41 (рис.2) в районе н.п.Докучаевка. Потом сразу ещё одна сравнительно небольшая зона у н.п.Дамди. Затем, уже южнее р.Тургай была встречена ещё одна аналогичного размера аномальная зона.
Рис.2 Фрагмент карты (лист M41) с трассами полёта и пересечёнными аномальными зонами.
Здесь трассы полёта к югу и обратно уже разошлись на значительное расстояние. Толи в первом случае до этого момента ночной ужин на борту авиалайнера у меня ещё не закончился, толи по этому маршруту действительно ничего не встретилось, но последние аномалии были зафиксированы лишь на трассе обратного маршрута. Зато на следующем листе карты M42 (рис.3) огромная аномальная зона к югу от г.Аркалык отразилась почти параллельно на обоих маршрутах. Только по маршруту на юг в пределах неё было зафиксировано два разрыва аномалии, а в обратном направлении один разрыв, но более широкий. Судя по всему, в данном случае эти разрывы аномалии отражают какую-то мощную зону разломов.
Рис.3 Фрагмент карты (лист M42) с трассами полёта и пересечёнными аномальными зонами.
К югу от г.Джезказган, на листе карты L42 (рис.4), была пересечена серия огромных аномальных зон, в которой, по всей видимости, отразилось газовое месторождение Придорожное, если судить по старой Горнопромышленной карте Казахской ССР (рис.6), или по новому группа месторождений Кумколь (рис.7).
Рис.4 Фрагмент карты (лист L42) с трассами полёта и пересечёнными аномальными зонами.
На границе листов L42 (рис.4) и K42 (рис.5), при пересечении хребта Каратау в районе г.Кентау была обнаружена ещё одна огромная аномальная зона, рассечённая мощной разломной зоной в середине, либо группа из двух очень больших аномальных зон. Все эти последние зоны также довольно чётко находили своё продолжение и на соседней трассе полёта.
Рис.5 Фрагмент карты (лист K42) с трассами полёта и пересечёнными аномальными зонами.
И наконец, на последнем, самом южном листе карты K42 (рис.5) восточнее р.Сырдарья приведены последние две крупные аномальные зоны. Одна зона расположена у г.Арысь, другая южнее, уже ближе к Ташкенту. Эта зона оказалась последней по данному маршруту до самого Худжанда. Обратный маршрут на север здесь ещё не фиксировался, т.к. после взлета уже здесь проходило время ночного ужина на борту.
Рис.6 Горнопромышленная карта Казахской ССР.
Рис.7 Карта основных месторождений Казахстана.
Нет ни каких сомнений, что представленные здесь аномальные зоны, зафиксированные с борта авиалайнера с высоты более 10 тысяч метров и на скорости более 800 км/час, отражают группы месторождений углеводородов и крупные разломные зоны. Не знаю, может сегодня какие-то из этих месторождений в Казахстане уже открыты. Но, исходя из приведённых ниже двух старых карт, на которых они указаны, лишь одно из обнаруженных аномальных зон соответствует известной группе месторождений. Это группа месторождений Кумколь (рис.7) или по старому Придорожное (рис.6). Остальные же представляют собой огромный и нераскрытый ещё потенциал по углеводородным месторождениям Казахстана!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свои комментарии